читать дальшеРеспублика и ее разновидности
Республиканская форма правления — самая распространен¬ная в современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой универсальной международной организации, как ООН, являются республиками.
Известны три основные разновидности республиканской формы правления — президентская республика, парламентская республика, полупрезидентская республика.
Президентская республика характеризуется следующими признаками:
1. Глава государства — • президент избирается непосредствен¬но населением путем либо прямых (в латиноамериканских стра¬нах), либо косвенных выборов (в США, где сначала избираются выборщики от штатов, а затем последние как особая коллегия избирают Президента страны).
2. Президент обладает обширными полномочиями: он одно¬временно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами.
3. В президентской республике правительство формируется внепарламентским путем, члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должности президентом (в США при назначении необходимо согласие верхней палаты Конгрес¬са — Сената).
Отличительной чертой президентской республики является жесткая система разделения властей. Каждая ветвь власти — за¬конодательная, исполнительная и судебная — обладает значитель¬ной самостоятельностью по отношению к двум другим. Вместе с тем существует система "сдержек и противовесов". Парламент осу¬ществляет законодательную функцию, принимает законы, обяза¬тельные для исполнительной власти, однако и исполнительная власть в лице президента наделяется правом отлагательного (сус-пенсивного) вето на законы, принимаемые парламентом, и пользу-ется эт 1М, как показывает практика, довольно часто. Тем самым президент мешает использованию законодательных полномочий парламента для подрыва конституционного механизма управле¬ния и стеснения самостоятельности других ветвей власти.
Система "сдержек и противовесов" проявляется в президент¬ской республике также в том, что парламент не может отправить правительство в отставку, но и президент не может распустить парламент.
Президентская республика обеспечивает большую стабиль¬ность исполнительной власти, чем парламентарная республика, однако в случае возникновения кризисных ситуаций она оказыва¬ется менее гибкой (достаточно вспомнить неспособность админис-трации президента Г. Гувера адекватно отреагировать на крах финансовой системы и экономический кризис 1929 г.).
Разновидностями президентской республики являются супер¬президентская и монократическая республика. Основное их от¬личие от президентской республики заключается в том, что обе они не являются правовыми государствами, хотя в странах, где такие формы правления существуют, формально действует кон¬ституция. Но эти конституции обычно носят столь же неправовой характер, как и конституции коммунистических государств.
Суперпрезидентская республика имеет следующие отличи¬тельные черты:
1. Обычно она устанавливается вследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, где такая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной).
2. Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллективного органа руководства мятежниками).
3. Президент наделяется обширными полномочиями при весь¬ма слабом контроле со стороны законодательной и судебной влас¬тей.
4. Президентские полномочия реализуются в условиях пер¬манентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии со¬блюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осу¬ществляются массовые репрессии против оппозиции.
Суперпрезидентские республики в течение длительного вре¬мени были неотъемлемым элементом политического ландшафта Латинской Америки. В настоящее время их практически не оста¬лось на карте этого континента. В процессе постепенной демокра¬тизации политической жизни, укрепления правовых начал госу¬дарственности был успешно осуществлен переход к президент¬ской форме правления.
Что касается монократической республики, то она харак¬терна для "молодых" государств (в основном в странах тропичес¬кой Африки), а также для некоторых коммунистических государств. Ее характерными признаками являются:
1. Особый статус главы государства как единоличного носите¬ля исполнительной власти, не связанного никаким контролем со стороны законодательной и судебной властей.
2. Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима.
3. Выборы президента, если и проводятся, то носят чисто ритуальный характер. Президент занимает свой пост неопреде¬ленно длительный срок, а замена президента происходит в ре¬зультате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота. В отдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненно закреплялся за определен¬ным лицом (Заир, Малави и некоторые другие).
4. Конституционно устанавливается право президента на рос¬пуск парламента.
Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:
1. Парламент наряду с законодательной деятельностью и во¬тированием бюджета обладает учредительными функциями и пра¬вом контроля за деятельностью правительства. Главным из учре¬дительных функций является формирование правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает пре-зидент, однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании кабинета из числа предста¬вителей партии или коалиции партий, располагающих большин¬ством мест в парламенте (чаще — в его нижней палате). Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победив¬шей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве буду¬щего главы правительства. Предложенная президентом кандида¬тура главы правительства (или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только после этого прези¬дент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.
2. Глава государства — президент занимает в системе госу¬дарственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обшир¬ными полномочиями, фактически повсеместно они ограничива¬ются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за пра¬вильностью оформления и соблюдения конституционной процеду¬ры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрасигнованы главой правительства или ответственным мини¬стром. Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем в президентской республике, так как насе¬ление не участвует в его выборах. Президент избирается парла¬ментом (например, в Италии) или особой избирательной коллеги¬ей (как в ФРГ).
3. Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществ¬ление законодательных полномочий парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом пар¬ламентского рассмотрения, исходят именно от правительства (на¬пример, в ФРГ — свыше 80%).
Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более при¬суща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной сис¬темы и высокой политической культуры населения.
Полупрезидентская республика в отечественной и зарубеж¬ной науке конституционного права рассматривалась не как само¬стоятельная форма правления, а как переходная либо к прези¬дентской, либо к парламентарной республике. Практика функци¬онирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде всего во Франции, позволила французскому правоведу, специа¬листу в области конституционного права М. Дюверже сделать вы¬вод о самостоятельном существовании подобной формы правле¬ния. Постепенно этот вывод получил повсеместное признание.
К характерным признакам полупрезидентской республики относятся следующие:
1. Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритар¬ная система относительного большинства) и в два тура (мажори¬тарная система абсолютного большинства).
2. Президент наделяется обширными властными полномочия¬ми: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является вер¬ховным главнокомандующим.
3. В полупрезидетской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.
Полупрезидентской была Веймарская республика в Германии с 1919 по 1933 г. Сегодня таковыми являются Франция, Португа¬лия, большинство государств, возникших после распада Совет¬ского Союза, — Украина, Казахстан, Грузия и др.
Особая разновидность республиканской формы правления — теократическая республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства не только в политической жиз¬ни, но и в непосредственном управлении государством. Так, кон¬ституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает на¬ряду с постом Президента страны пост Факиха — духовного руко¬водителя иранского народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государствен¬ных дел.
Своеобразная форма правления существует в Швейцарии, где функции главы государства и исполнительная власть осуществля¬ются одним коллегиальным органом — федеральным правитель¬ством (оно именуется Федеральным советом). Состав правитель¬ства постоянный; оно состоит из семи федеральных советников, которые назначаются федеральным парламентом после очеред¬ных парламентских выборов, и отражает партийный состав зако¬нодательного органа. Из своего состава Федеральный совет изби¬рает Федерального президента, обладающего чисто представи¬тельскими полномочиями и совмещающего пост президента и руководителя того или иного департамента (министерства).
Срок полномочий президента — один год. В Швейцарии так¬же отсутствует принцип парламентской ответственности прави¬тельства.
Несмотря на своеобразие тех или иных форм правления в различных государствах, все они тем не менее поддаются клас¬сификации и могут быть сведены к нескольким типовым "моде¬лям" организации государственной власти. Не следует только за¬бывать, что эти "модели" на практике, в конкретной историчес¬кой ситуации никогда не реализуются в чистом виде. Каждому государству свойственны индивидуальные особенности, объясня¬емые его историческими традициями, политической культурой, природно-географическими и национальными факторами и т. п., которые придают своеобразные черты той или иной форме прав¬ления. Поэтому не существует в мире абсолютно идентичных мо¬нархий или республик, каждая отражает в своей организации свое¬образие того государства, той страны, в которой она существует.