читать дальшеПод формой государственного (территориально-политичес¬кого) устройства понимаются внутренняя организация государ¬ственной власти, принцип деления государства на отдельные час¬ти, юридический статус этих составных частей, принципы взаи¬моотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов.
Унитарное государство — это единое, цельное, слитное го¬сударство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное государство — это союзное государство, состоящее из нескольких государствен¬ных образований, имеющих особый политико-правовой статус.
Унитарные государства и принципы их организации
Унитарная государственность — самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства. Унитаризм свойствен подавляющему большинству государств, которые обра¬зовались после распада колониальной системы. Однако унитарны¬ми могут быть и крупные развитые и среднеразвитые государ¬ства (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Еги¬пет и др.).
Унитарной форме государственного устройства свойствен¬ны две основные черты: во-первых, правовой статус админист¬ративно-территориальных образований, составляющих унитар¬ное государство, определяется центральной властью. Она же определяет, на какие административно-территориальные едини¬цы делится государство, каков круг предметов ведения и компе¬тенция этих единиц, сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство государства и др. Во-вторых, цент¬ральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль за деятельностью органов государственной власти на местах. Сегодня сравнительно редко можно встретить унитарное госу¬дарство, где отсутствовали бы выборные местные органы госу¬дарственной власти.
Кроме того, унитаризм вовсе не означает унификацию мест¬ного управления. Очень часто в одном унитарном государстве мож¬но встретить достаточно гибкие и разнообразные системы мест¬ного управления. К тому же в унитарном государстве, как прави¬ло, гарантируются права населения на местное самоуправление. Вместе с тем для унитарной формы государственного устройства характерно закрепленное в законе право на вмешательство цен¬тральной власти в дела местного управления.
Все остальные признаки унитарного государства определя¬ются приоритетом общегосударственного начала в построении и деятельности этого государства. Унитарное государство имеет единую конституцию и единую правовую систему; единое граж¬данство; единую систему высших органов государства (президен¬та или монарха, парламент, правительство); единую судебную систему.
С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характера взаимоотношений центральных и мес¬тных органов все унитарные государства можно подразделить на централизованные, относительно децентрализованные и децен-трализованные.
В централизованном унитарном государстве административ¬но-территориальные единицы единолично управляются назначен¬ными из центра чиновниками, а выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави). В Индонезии чиновники, управляющие соответствующими административно-территориаль¬ными единицами, либо непосредственно назначаются "сверху", либо утверждаются из числа кандидатур, предложенных местны¬ми представительными органами. В некоторых европейских госу¬дарствах (Польша, Болгария) областное звено территориального устройства не имеет выборных представительных органов, а ад¬министративное управление осуществляют назначенные прави¬тельством чиновники (начальники областей — в Болгарии, воево¬ды — в Польше).
Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чи¬новниками (например, префектами во Франции) существуют из¬бранные населением муниципальные органы (в той же Франции — мэры, советы в департаментах). Права выборных органов на мес¬тах существенно ограничены, а правительственные агенты обла¬дают не только обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципального управления.
В децентрализованном унитарном государстве нет назначен¬ных правительством администраторов, а местное управление осу¬ществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). Здесь контроль правитель¬ства за деятельностью местных органов носит более опосредован¬ный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентра-лизованном унитарном государстве существует достаточно чет¬кое разграничение полномочий между центральной властью и вла¬стью местных территориальных сообществ, что сближает эти го¬сударства с федерациями.